От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ.
Я, Господь, ускорю совершить это в свое время" (Исаия 60:22)

У гаджета на игле

Перемена в обычной школе: девочки-второклассницы кормят в своих мобильниках виртуальных кошечек и обмениваются ссылками на новые игры, мальчишки рубятся в айпэдах и айфонах. Или, к примеру, третий класс отправляется на экскурсию: дети в автобусе с пренебрежением игнорируют сопровождающую родительницу, которая пытается с ними поиграть в обычные шарады. Все утыкаются в свои или соседские гаджеты.

О цифровой зависимости ребят постарше мы нередко узнаем из новостных сводок. То семиклассник в ярости разгромил квартиру из-за того, что мать спрятала его ноутбук и наушники. То восьмиклассник покончил с собой из-за запрета родителей посещать социальные сети. Выходит, что наши дети находятся в зависимости, которая мало чем отличается от алкогольной. «МК» выяснил у экспертов, почему возникает и чем грозит психике растущего человека такой ранний цифровой «алкоголизм»?

— Цифровые зависимости распространяются сейчас со скоростью эпидемии, — рассказывает психотерапевт, руководитель Информационно-консультативного центра по проблемам зависимостей Радик Галияхметов. — Наши дети чуть ли не с рождения находятся под воздействием очень сильных раздражителей: от ярких и «умных» игрушек до крайне динамичных мультфильмов. Ради эксперимента рекомендую родителям посмотреть современный мультик, например «Винкс». Вернее, послушать, не глядя на изображение. Вы обнаружите, что звуковой ряд там далеко не детский. В нормальной жизни мы слышим такое только в экстренных ситуациях. Или, к примеру, выпускной в детском саду сейчас отмечается круче, чем иная свадьба. Формирующаяся психика ребенка привыкает к таким чрезмерным перегрузкам, словно подсаживается на эмоциональную иглу. Со временем нужны все более и более сильные раздражители, чтобы ребенку «не было скучно».

Современная цифровая цивилизация всегда готова услужить: телевизор, компьютер, мобильник, всевозможные гаджеты легко увлекут в свой неистово яркий мир.

— В итоге и родители довольны — дети сидят тихо, не пристают, — и малыши, — продолжает психотерапевт. — Только вот если отнять у детей их приспособления, возникает синдром отмены, сродни алкогольной или наркотической ломке. Психолог Екатерина Мурашова провела небольшое исследование, в котором участвовали 68 подростков от 12 до 18 лет. Они должны были провести восемь часов в одиночестве, не пользуясь никакими средствами коммуникации: не включать компьютер или гаджеты, радио, ТВ. Зато обычные человеческие занятия — игра, чтение, рисование, прогулки, пение, еда, сон — разрешались. Как вы думаете, сколько подростков выдержали этот эксперимент? Всего три.

3 из 68 добровольцев смогли провести 8 часов, можно сказать, наедине с собой. У подавляющего большинства уже через час-два после начала эксперимента возникли, как отмечает исследовательница, «приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение шевеления волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки». У троих возникли суицидальные мысли». Все эти симптомы тут же исчезли, когда подростки включили телевизор, компьютер или стали звонить по телефону.

— Екатерина Мурашова отмечает, что почти все подростки, описывая пережитое состояние, употребляли слова «зависимость», «доза», «ломка», «получается, я не могу жить без…», «слезть с иглы», — говорит Радик Галияхметов. — То есть они сами отмечали у себя симптомы классической зависимости. Родители часто, обращаясь к нам за помощью, рассказывают о том, что дети, отлученные от компьютера или наушников, становятся крайне раздражительными.

Как и любые другие зависимости — алкогольная, наркотическая, пищевая, — цифровая является хроническим, прогрессирующим и даже приводящим к смерти заболеванием. Если ее, конечно, вовремя не лечить. Например, недавно в Китае девушка умерла от переутомления и истощения — она так и не смогла оторваться от компьютерной игры.

— В мозге животных и людей есть определенная область, отвечающая за удовольствие, — объясняет психотерапевт Елена Улитова. — Известны опыты на крысах и других лабораторных животных, которые из-за постоянной стимуляции этой зоны забывали обо всем на свете, даже о таких естественных потребностях, как еда и сон. В итоге животные погибали. Аналогичная ситуация складывается и с цифровой зависимостью. Просто последствия не такие быстрые и заметные. Получается, в данном эксперименте подростки, лишенные телевизора или компьютера, точно так же страдали от абстинентного синдрома, как алкоголики — от похмелья.

Цифровые зависимости грозят растущему организму не только психологическими и социальными проблемами: чрезмерной и неадекватной эмоциональностью и агрессивностью (или наоборот, подавленностью), отказом от общения с друзьями, вообще пренебрежением к самореализации в жизни. Изменяется характер и поведение человека. Возникают и физические проблемы: снижение иммунитета, головные боли, нарушение зрения и сна, боли в спине и запястьях.

— Я считаю, что сейчас на детей воздействует чрезмерное количество неестественно ярких образов и идет постоянная стимуляция только одной базовой потребности — потребности в новизне, — отмечает Радик Галияхметов. — При этом другие важные для человека потребности (в близости, понимании, позитивной оценке, поисковой активности) остаются «за кадром». Это приводит к огромному перекосу в формировании личности, к возникновению зависимости. На этапе, когда увлечение у ребенка уже перерастает в нездоровую тягу, запреты неэффективны, — он, как наркоман, всегда найдет способ получить очередную «дозу». В большинстве подобных случаев отношения между родителями и ребенком нельзя назвать теплыми и доверительными. А победить зависимость можно только с помощью налаженных отношений — другого пути нет.

Поэтому лучше не критиковать ребенка, много времени проводящего за компьютером или у телевизора, а постараться его понять. Искренне поинтересуйтесь, чем его привлекает это занятие (не поощряйте, а только спокойно интересуйтесь!). Затем предложите альтернативные совместные действия: поход, рыбалку, велопрогулку.

— Запрещать гаджеты или, предложим, телевизор, не надо, — рекомендует Радик Галияхметов. — Просто сделайте так, чтобы ребенку не оставалось для них времени, чтобы реальная жизнь была более насыщенной и интересной. Эта работа постепенная и непростая, ее почти невозможно сделать без помощи внешних для семьи людей — друзей семьи, психологов, соцработников, преподавателей, — поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью. Помните, ваш ребенок в серьезной опасности!

Советы психолога:

■ Ограничивайте время, проведенное ребенком перед телевизором, вообще его доступ к цифровым ресурсам.

■ Действия родителей — для малыша пример для подражания, поэтому не сидите сами день и ночь за компьютером или перед телевизором.

■ Больше читайте детям (даже если они уже сами хорошо умеют это делать), обсуждайте прочитанное. Просто разговаривайте — о наболевшем, о том, что важно для ребят, для вас. Придумайте какие-то семейные ритуалы, традиции, которые будут важны для всех членов семьи. Например, вечером в субботу вы вместе с детьми играете в какие-то интересные игры (главное, не виртуальные!). Или устраиваете общее чаепитие, за которым вы обсуждаете то, как прошла неделя, строите планы на следующую.

■ Не следуйте моде и не приобретайте детям мобильные телефоны, в которых много различных увлекательных игр.

■ Договоритесь с родителями в классе о том, какую сумму карманных денег выделять детям в школу, оговорите ценовую категорию телефонов и гаджетов, которые дети смогут взять на занятия (а лучше, чтобы ребята вообще их на уроки не брали). Важно, чтобы дети хотя бы в классе учились взаимодействовать между собой нормально, — не хвастаясь тем, у кого с собой больше игр или денег, и не убегая в виртуальный мир.

Светлана Плешакова
Источник: mk.ru
 

Комментарии (6)

  1. Надежда:
    Feb 13, 2014 at 11:37 PM

    Замечательная статья.К сожалению родители сами показывают пример детям (сидя за компьютерами).Им некогда заниматься с детьми, они или на работе или в социальных сетях. Абсолютно согласна с тем, что детей надо загружать так, чтобы не оставалось времени на игры. Это и танцы, и спорт и много других занятий. И чем раньше дети начнут, тем меньше времени останется на компьютер

    Ответить

  2. Ольга:
    Feb 14, 2014 at 12:16 PM

    Классная статья! Игромания - это невидимый враг, проникающий в сознание не только детей, но и взрослых!

    Ответить

  3. Ольга М:
    Feb 17, 2014 at 12:07 PM

    Меня очень беспокоит эта тема. мы с мужем конечно постараемся сделать все возможное,чтобы проводить время увлекательно и интересно. Но как быть с другими детьми, родители которых разрешают и поощряют компьютерные игры и другие цифровые развлечения?? Ведь они все равно появляются в жизни моего ребенка и оказывают определенное влияние....этот вопрос не дает мне покоя...

    Ответить

  4. Светлана:
    Feb 17, 2014 at 08:22 PM

    Статья очень актуальная, всем бы родителям ее прочитать! На днях в поликлинике наблюдала картину, как ребенок лет 2-х закатил истерику, когда у него забрали телефон с играми, в которые он играл, в другой стороне папа вместе с сыном играл в гонки, 9-ти месячному ребенку мама показывала мультик "Маша и медвель", чтоюы он не плакал. А что ждет дальше этих детей и родителей? Постоянные ломки и виртуальная жизнь? Надо что-то менять!!!

    Ответить

  5. Руслан:
    Feb 25, 2014 at 11:40 AM

    Да дело не только в игромании, если человек просто сидит и собирает в интернете всякий шлак, просто проводит все свободное время за просмотром картинок и видео. Он просто начинает глупеть! Я думаю что разумные родители должны сделать все, что бы ребенку было интересно живое общение и активные игры, больше, чем созерцание монитора!

    Ответить

  6. Сергей:
    Apr 04, 2014 at 07:31 PM

    Очень интересная и полезная статья!!Очень сложно понимать, что сейчас всё так изменилось.Очень важно правильно воспитывать детей в это время

    Ответить






Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Фотоархив (Все фотографии)

3.jpg

Видео ролики (Все видеоролики)